Свадебные рушники ( Весільні рушники ).
СВАДЕБНЫЙ РУШНИК.
Наступление осени в Украине знаменовало наступление свадебной поры. Непременным атрибутом всех предсвадебных и свадебных обрядов с давних времен и до сегодняшнего дня выступает СВАДЕБНЫЙ РУШНИК. Каждая девушка, готовясь к предстоящему замужеству, с юных лет вышивала СВАДЕБНЫЕ РУШНИКИ. Уже во время сватовства, которое в некоторых так и называлось - бранные рушники, с помощью вышитых символов будущая невеста выражала свое отношение к парню. К тому времени в сундуке каждой девушки было два рушника с вышитыми птицами. На одном из них птицы, как правило, голуби, смотрели друг на друга. Такой рушник девушка вручала молодому человеку, если соглашалась выйти за него замуж. В случае же отказа, вместе с тыквой неудачнику вручали рушник, на котором птицы смотрели в противоположные стороны. Также на сватовстве рушником перевязывали сватов. На полотенце подавали хлеб. В некоторых регионах молодым рушником связывали руки.
Но вот наступала пора свадьбы. В некоторых селах Центральной Украины, во время свадебного обряда использовалось до 20-ти видов рушников. В некоторых галицких селах рушники использовались не только для обрядового действа, но и для того, чтобы продемонстрировать умение и трудолюбие невесты. Наименьшее количество рушников, которая нужна была для свадьбы - пять: рушник, на который становились молодые, рушники на иконы для жениха и невесты, рушник, которым молодой паре связывали руки, рушник под каравай. Орнамент каждого из этих рушников имел свои особенности.
Рушник, на который жених и невеста становились ногами, ни в коем случае не должен включать в себя орнаментов из цветов или птиц. Цветы и птицы символизируют основные семейные ценности - совместная жизнь, любовь, детей, поэтому под ноги их не клали. На этом рушнике вышивали растительный орнамент. Наиболее характерными были калина, виноград, дубовые листья и желуди. Иногда растительный орнамент заменяли геометрическим, характерным для того или иного региона. Главное требование к рушнику, что стелился под ноги молодым, - непрерывность орнамента из конца в конец полотенца, чтобы не прерывалась жизненная дорога молодых супругов.
Рушники, которыми украшались иконы, были различными для невесты и жениха, то есть вышивали мужской и женский рушник. Общим элементом на орнаментах этих полотенец были цветы лилии, символизирующая собой продолжение рода, а на женских рушниках - еще и девственность, и виноградные листья виноградными гроздьями, символизирующий достаток в доме. На женском рушнике вышивали калину - символ женского начала. На рушнике жениха вышивались дубовые листья и желуди, что означали стабильность и мужскую руку в доме, силу и здоровье.
Рушник под каравай был наиболее ярким и содержательным, для него практически не существовало таких ограничений, как для предыдущих двух, скорее, наоборот. На нем вышивались цветочные композиции, в частности, наиболее распространенными были цветы лилии и розы в сочетании друг с другом или по отдельности. К ним добавляли другие цветы. Кроме того, на "Коровайный" рушник вышивали птичьи пары. Чаще всего на свадебных рушниках вышиваются пара голубей, символизирующих любовь и согласие; лебедей, как знак верности молодых друг другу, ласточек, которые символизируют весну и любовь. Кроме того, на этом рушнике вышивались свадебные кольца и надписи-пожелания.
Рушник, которым связывали руки молодым, мог совмещать в себе элементы из рушников, что вышивались на иконы. Также на нем могли присутствовать элементы, характерные для "Коровайного" рушника, вышивались кольца и надписи. Кстати, вышитые обручальные кольца появились на рушнике в советское время. Вышивая рушник с кольцами, важно помнить, что они не должны быть до конца сомкнуты.
Для всех свадебных рушников существует ряд правил, которые обязательно нужно учитывать при их создании. В частности, ни в коем случае нельзя вышивать свадебный рушник на сшитом из двух кусков холсте. Свадебный рушник, как и молодые супруги, должен быть единым целым. Середина рушника никогда не зашивается, это символ связи молодой семьи с высшими силами. Именно поэтому очень важно, чтобы над вышитым основным элементом рушника, который мог символизировать молодоженов не было другого, более мелкого орнамента или надписи, которая словно перекрывает молодым поток Божьего благословения. Также нельзя вышивать на полотенце птицы не в паре. Соблюдение этих простых правил помогает молодым пройти свою общую жизненную дорогу в счастье, мире и согласии.
Вышивка - классический вид украинского народного искусства, раскрывает неисчерпаемое богатство творческих сил народа, вершины его художественного дарования.
Удивительное богатство художественно эмоциональных решений украинской народной вышивки обусловлено тем, что она широко выступает в различных вариантах - как украшение тканей одягового, бытового, интерьерные-обрядового назначения.
Исследователей народной культуры постоянно волнует целый ряд проблем вышивального искусства. Почему вышивка испытала такого массового распространения в творчестве украинского народа? Многочисленные материалы свидетельствуют, что вышивкой занимались почти в каждой крестьянской избе. Популярной она была и в городской среде. Чем объяснить, что никогда не исчезала потребность украшать одежду, разнообразные изделия для жилых, общественных, культовых интерьеров, ритуальных, праздничных обрядов и т.п.?
Доступные фактологические материалы помогают заглянуть в далекое прошлое вышивального искусства. Вышивки на тканях и коже не могли долго храниться. Изнашивались вышитые вещи, но узоры из них повторялись, перефразовувались, видоизменялись. К узоров, вышитых матерями, бабушками, прабабушками, девушки добавляли новые мотивы, цветные акценты, и каждая делала это по-своему. А все вместе они создавали созвучные своему времени сложные орнаментальные композиции, в которых оказываются наслоения тем, образов и сюжетов разного исторического происхождения.
Интересно прослеживаются вопросы эволюции художественно выразительных средств вышивального искусства, его эстетически-художественной природы. Вышивка рассматривается как один из видов живописного искусства. Анализ серебристых переливов вышивки белыми нитками на белом фоне, звонких звучаний вышивки красными и белыми, красными и синими, красными и черными нитями, красочной сочности многоцветной гаммы дает возможность утверждать, что в области вышивки наиболее много и разносторонне раскрылось колористическое дарование народных мастеров. Цветная вышивка дает смелый сравнительный вызов народном росписи и во многих вариантах побеждает его своей спецификой мелодичной гармоничности цветовых сопоставлений.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вишивка — класичний вид українського народного мистецтва, що розкриває невичерпне багатство творчих сил народу, вершини його мистецького хисту.
Дивовижне багатство художньо-емоційних рішень української народної вишивки зумовлено тим, що вона широко виступає в різноманітних варіантах — як прикраса тканин одягового, побутового, інтер'єрно-обрядового призначення.
Дослідників народної культури постійно хвилює цілий ряд проблем вишивального мистецтва. Чому вишивка зазнала такого масового поширення в творчості українського народу? Численні матеріали свідчать, що вишивкою займались майже в кожній селянській хаті. Популярною вона була і в міському середовищі. Чим пояснити, що ніколи не зникала потреба прикрашати одяг, різноманітні вироби для житлових, громадських, культових інтер'єрів, ритуальних, святкових обрядів тощо?
Наявні фактологічні матеріали допомагають заглянути в далеке минуле вишивального мистецтва. Вишивки на тканинах і шкірі не могли довго зберігатися. Зношувались вишиті речі, але узори з них повторювались, перефразовувались, видозмінювались. До узорів, вишитих матерями, бабусями, прабабусями, дівчата додавали нові мотиви, кольорові акценти, і кожна робила це по-своєму. А всі разом вони створювали співзвучні своєму часові складні орнаментальні композиції, в яких виявляються нашарування тем, образів і сюжетів різного історичного походження.
Цікаво простежуються питання еволюції художньо-виражальних засобів вишивального мистецтва, його естетично-художньої природи. Вишивка розглядається як один із видів живописного мистецтва. Аналіз сріблястих переливів вишивки білими нитками на білому фоні, дзвінких звучань вишивки червоними і білими, червоними і синіми, червоними і чорними нитками, барвистої соковитості багатоколірної гами дає можливість стверджувати, що в галузі вишивки найбільш багато і різносторонньо розкрилось колористичне обдарування народних майстрів. Кольорова вишивка дає сміливий порівняльний виклик народному розпису і в багатьох варіантах перемагає його своєю специфікою мелодійної гармонійності кольорових зіставлень.
* Все материалы даны в ознакомительных целях и носят популяризационный и рекламный характер.
!Закрытая информация, только для зарегистрированных пользователей!