Расходные материалы для машинной вышивки
Присоединяйся к нам в Одноклассниках Присоединяйся к нам в Facebook Присоединяйся к нам в Vkontakte
Поддержите наш проект

Автор Тема: Праздники Успенского поста  (Прочитано 2046 раз)

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 448
  • Последняя активность:
    2019-10-10, 12:27:49
  • Карма 166
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Эта тема посвящена Медовому, Яблочному и Хлебному Спасу - трем праздникам Успенского поста

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 448
  • Последняя активность:
    2019-10-10, 12:27:49
  • Карма 166
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Праздники Успенского поста
« Ответ #1 : 2011-08-12, 12:12:12 »
14 августа МЕДОВЫЙ СПАС
Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.
Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего  Христа.

Register или Login
Второе событие, вспоминаемое сегодня, совершилось в 1158 году. Тогда в один день, но в разных местах император византийский Мануил и русский князь Андрей Боголюбский со своими войсками силою не столько оружия, сколько горячей веры и упования на Бога, одержали победу над врагами своего Отечества: император Мануил над сарацинами, а князь Андрей над волжскими болгарами. Тогда, в ознаменование высшей, небесной помощи и спасения, от полковых хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошёл яркий свет, причём как среди ромейский войск, так и в русском стане. В память об этом событии греческим и русским священноначалием согласно было установлено Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Register или Login
Ну и третья история дня – это память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем. 
Register или Login
К этому дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот двухнедельный и строгий подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа. Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына и не только Сына, а предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира. Конечно эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном. Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Register или Login

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 448
  • Последняя активность:
    2019-10-10, 12:27:49
  • Карма 166
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Праздники Успенского поста
« Ответ #2 : 2011-08-12, 12:36:13 »
К этому времени поспевает мёд нового сбора и это конечно дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.
в Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа (ст.ст.) 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

На Первый Спас совершался крестный ход на водоемы для освящения воды. После крестного хода многие купались и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. На «мокрый» Спас последний раз купали лошадей.
Второе название («Медовый Спас») связано с тем, что в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь.(В былые времена россияне не начинали есть никакой сезонной пищи без благословения церкви). В некоторых местах крестьяне были убеждены, что, начиная с этого дня, пчелы перестают выврабатывать мед. После освящения первого меда в церкви в этот день разговляются свежим медом и угощают всех, раздают бедным. В старину говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует». Верующим известно, что до Медового Спаса нельзя есть мед нынешнего года, прошлогодний же мед кушать можно.

С Медовым Спасом у православных верующих и греко-католиков начинается Успенский пост, который продлится две недели. Пост завершится 28 августа праздником Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост не голодный. О нем говорили: «Спасовка - лакомка, а Петровка (Петровский пост) - голодовка.» В эту пору всего много: и хлеба нового, и овощей, плодов разных. Но, хотя этот пост и звался Лакомкой, по строгости он приравнивался Великому посту. Только 19 числа в праздник Преображения Господня можно будет есть рыбу. Считается, что во время этого поста исцеляется душа.
Что же подают на стол в этот праздник?

Обычно пекли пироги с пшенной кашей и медом.  Гостей угощали медовым квасом.

Наиболее популярны на Руси были напитки из меда. Самым древним и знаменитым из них был хмельной мед. Чтобы придать меду опьяняющие свойства, в разведенный водой пчелиный мед прибавляли дрожжей и хмелю и оставляли бродить. Разными пряностями и добавками готовому «ставленнику» можно было придать различный вкус. Славяне знали множество рецептов хмельного меда: вешний, стоялый, сборный, красный, белый, с гвоздикой и особо крепкий «княжеский» мед. Готовился мед и с ягодами — смородинный, вишневый, малиновый и т. д. Иногда в мед добавляли свежий ягодный или фруктовый сок или морс.

Искусными медоварами были монахи. Они хранили и совершенствовали древнее искусство медоварения. Один из дошедших до нас рецептов так и называется — «Мёд монастырский».

Другой русский напиток, приготовляемый на основе пчелиного меда — сбитень. Сбитень появился на Руси почти тысячу лет назад, первое упоминание о нем относится к XII веку. Перевар или взвар — старинное название сбитня. Тогда его готовили так: брали по пузырьку вина, уксуса и пива, перцу четверть, фунт патоки, три гривенки вина заморского и сразу же с медом варили, чтобы не только он сварился, но и устоялся, потом сливали в посуду.

Иностранцы называли сбитень с вином глинтвейном. В сбитень добавляли душистые травы, пряности. Долгое время его пили вместо чая и кофе. По городским рынкам и улицам ходили сбитенщики, продававшие всем желающим горячий сбитень. Они разносили его в больших медных чайниках. Зимой, чтобы они не охлаждались, их плотно укутывали и в середину чайника вставляли широкую трубу, наполненную углями. Это премудрое русское устройство чайника с трубой и стало прообразом русского самовара.
По народным приметам, на Медовый Спас улетают ласточки и стрижи, что считается первым знаком приближающейся осени. Отцветают розы, падают холодные росы.

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 448
  • Последняя активность:
    2019-10-10, 12:27:49
  • Карма 166
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Праздники Успенского поста
« Ответ #3 : 2011-08-12, 13:01:49 »
19 августа - Яблочный спас

19 августа Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господня.

Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору в Галилее (по Преданию – гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Register или Login
Register или Login
Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.
Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».
По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.
Обычай приносить плоды на благословение не нов. Он был установлен еще в Старом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23, 19) и сохранился в христианстве. В Евангелии Господь Иисус Христос, осуждая горделивое и поверхностное исполнение фарисеями приношение десятины, не осудил сам обычай: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23, 23).
Сам по себе обычай освящения первоплодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что все — от Бога, что мы «Им движемся и существуем». Навык все делать с Богом, все начинать и заканчивать молитвой был хорошо усвоен нашими благочестивыми предками. Достаточно посмотреть содержание полного Требника, чтобы понять, что молитва сопровождала человека практически во всех сферах его деятельности: сеяние огорода, насаждение виноградника, копание колодезя, борьба с хозяйственными вредителями, строительство жилья и многое другое.
Конечно, такому важному событию в жизни земледельца как собирание урожая, приделялось особое внимание. Как и во времена пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божья пребудет с человеком и в дальнейшем. Конечно, этот дар домой не забирали, приношение оставалось в храме для притча и неимущих. Так же, как, принося другие жертвы в дар Богу: свечу на подсвечник, деньги в церковную кружку или в руку неимущего, мы же не забираем их обратно, но надеемся, что получим за эту лепту милость Божью. Материальное меняется на духовное, временное — на вечное. Выражая свою преданность Богу через эту жертву — часть урожая, принесенного в храм, — христианин получал благословение на весь свой урожай, свой дом, свою жизнь.
Так как Преображение приходится на время Успенского поста, то на праздничном столе все блюда постные. По Уставу Церкви, в этот день разрешается употребление рыбы, растительного масла и вина, накрывали стол — пироги с яблоками, ягодами, маком, грибами, блины и блинчики, яблоки печеные, томленые и фаршированные, медом политые, квас яблочный, компот.

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 448
  • Последняя активность:
    2019-10-10, 12:27:49
  • Карма 166
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Праздники Успенского поста
« Ответ #4 : 2011-08-12, 13:12:06 »
Так как Преображение приходится на время Успенского поста, то на праздничном столе все блюда постные. По Уставу Церкви, в этот день разрешается употребление рыбы, растительного масла и вина. В саду под развесистой яблоней или дома накрывали стол — пироги с яблоками, ягодами, маком, грибами, блины и блинчики, яблоки печеные, томленые и фаршированные, медом политые, квас яблочный, компот.

Магазин дизайнов машинной вышивки Нитки для вышивки

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 448
  • Последняя активность:
    2019-10-10, 12:27:49
  • Карма 166
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Праздники Успенского поста
« Ответ #5 : 2011-08-12, 13:26:31 »
29 августа - Хлебный Спас (Холщовый, Ореховый)
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира - правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Register или Login
Register или Login
 Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

 Позже с изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия "Спас на полотне"; "Спас Нерукотворный". Особой известностью и ценностью обладала новгородская икона XI в.

 В народе Третий Спас, кроме названия "Спас на полотне", носил наименование "Спас на холсте", либо "Холщовый Спас", так как в данный праздник происходили ярмарки, на которых торговали полотном и холстами. Особенно знаменитой была ярмарка в селе Зеленые Горы Нижегородского уезда.
Говорили: "Третий Спас - хлеба припас"; "Хорошо коли Спас на полотне - хлебушко на гумне"; "Хорош Третий Спас - зимой будет квас".

 В день Третьего Спаса или около него крестьяне совершали "досевки", т.е. сеяли озимую рожь. После общей домашней молитвы хозяйки провожали мужей на поля с хлебом и солью; при этом на телегу укладывали три снопа, а сверху помещалась предназначенная для посева рожь в мешках. На поле засевальщиков встречали ребята с гречневой кашей. После посева озимого хлеба пирог и каша съедались всей семьей.

 Называли Третий Спас и ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор. Так, в Зарайском у. Рязанской губ. при имении, где рядом находилось много ореховых лесов, в лес отправлялась "старостиха" для пробного сбора; собранное ею за один день считалось мерою для всех женщин, впоследствии идущих собирать орехи. В назначенный день в лесу расстилали ковер и "веретья", от которых все крестьянские бабы, дворовые люди, горничные девушки расходились для сбора орехов, последние складывались в фартуки, а позже высыпались на разостланные предметы. Работа по сбору орехов могла продолжаться и несколько дней. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.

 На Третий Спас происходил последний отлет ласточек и журавлей: "Кто когда хочет, а журавль к Третьему Спасу отлетает"; "Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет - так зима позже".

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 448
  • Последняя активность:
    2019-10-10, 12:27:49
  • Карма 166
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Праздники Успенского поста
« Ответ #6 : 2011-08-12, 13:55:06 »
14 августа (Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста) - цвет праздника фиолетовый или темно-красный
19 августа (Преображение) цвет праздника белый
28 августа (успение) голубой
Рушники - вышиваются маками, виноградом, колосьями - традиционными рисунками для церкви

 

Открылся Магазин дизайнов. Дизайны на заказ.