Рушник – пожалуй, один из немногих реликтов уходящей в прошлое славянской культуры вышитого символьного письма. Эта вещь несёт в себе множество смыслов, хранит историю народа. И что особенно важно, историю не только христианского периода, но и гораздо раннюю, языческую.
Выглядит рушник как длинное полотняное полотенце, расшитое по краям богатыми орнаментами. Однако он не используется, как обычное полотенце в хозяйственных целях. Рушник является произведением народного искусства, воплощением национальной культуры.
Само слово «рушник» объясняют по-разному. Одни исследователи возводят его к слову «руки» – то есть ткань, которой вытирают руки. Но по-моему, гораздо ближе к истине предположение, что «рушник» означает «кусок полотна», от слова «рушить» – отрезать, отрывать, «от-рушить». Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и назначений, нежели простое вытирание рук.
Использовали рушники и как повседневную одежду. До сих пор у пожилых людей в украинских сёлах сохранились намитки или серпанки - рушники длиной от трёх до пяти метров, которые носили женщины в качестве головного убора. Как повседневный наряд они не используются уже давно, но ещё в начале прошлого века намитка была обязательной частью свадебного наряда невесты.
На большие ежегодные праздники ткались и вышивались особые рушники. Например, на Масленницу существовал обычай в благодарность за угощение одаривать хозяев дома рушником-блинником. В частности, такой подарок преподносился свекрови на «невесткиных посиделках». Пасхальные рушники предназначаются для выпеченных хлебов, куличей и схожи с хлебосольными, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскрес), вышиваются символы яйца. С приходом христианства появились также рушники рождественские, троицкие.