Традиционная японская вышивка.
Краткое руководство для начинающих.
Материалы и оборудование.
Ткань.
Существует множество типов японских шелковых тканей, но все они имеют одинаковую ширину. Эта ширина, являющаяся одновременно и шириной японского ткацкого станка, остается неизменной в течение столетий, составляя примерно 34 см (13'/2дюйма). Я использую толстую шелковую ткань хаботаи для небольших по размеру тонких вышивок. Шелк сёдзе представляет собой гофрированную ткань, вырабатываемую специально для свадебной экипировки. Он хорошо держит вышивку и легко поддается крашению. Ткань мисидзин. вырабатываемая в префектуре Киото, имеет приятную текстуру и довольно часто производится с небольшими самостоятельными мотивами или для большей нарядности в нее вплетается золотая нить. Шюсу — гладкая ткань, особенно эффектная в черном цвете. Имеется еще много типов шелковых тканей, но если вы новичок в этом деле, то я бы порекомендовала вам именно те ткани, которые я здесь назвала.
Нитки.
Гладкие шелковые нитки представлены в продаже как в мотках, так и на шпулях (иначе называемых трубками или патронами). Если вы еще новичок, то вам лучше использовать шпули, так как шелковые пряди наматываются на них без какого-либо дополнительного скручивания Шелковые пряди должны вырабатываться гладкими, поэтому применение именно шпуль облегчает работу вышивальщика.
Деревянные катушки кома применяются для намотки металлических нитей, что обеспечивает нитям большую сохранность в процессе вышивания.
Фиксирующие нити, иногда называемые куширующими (от французского coucher — укладывать), изготавливаются продольным разделением гладких шелковых нитей фабричного изготовления на тонкие пряди. Именно такие пряди используются для кушнровання металлических нитей.
Другие подробности.
Рамка. Традиционная рамка, используемая дома или в мастерской профессионального вышивальщика, имеет прямоугольную форму и изготовлена из дерева. По ширине она соответствует тканям, изготовляемым на традиционных японских ткацких станках. но длина их может быть различной. Рамка, которую можно видеть в иллюстрациях нашей книги, имеет обычный средний размер.
Увеличительное стекло — средство для разглядывания мелких деталей рисунка.
Хлопчатобумажные полосы. Представляют собой широкие и достаточно прочные холщовые ленты, пришиваемые к шелковой ткани для безопасного натягивания на ролики рамы. Применение хлопчатобумажных полос позволяет в случае необходимости использовать шелковую ткань практически по всей ширине, избегая при этом каких-либо существенных потерь.
Швейная машина. Используется для крепления к шелковой ткани вышеназванных хлопчатобумажных полос для получения ровной прочной строчки.
Длинная линейка. Применяется для измерения шелковой ткани перед натягиванием ее на рамку в период подготовки к вышиванию.
Шнуровальная нить. Для крепления шелковой ткани к рамке я применяю вязальные хлопчатобумажные нитки, однако здесь подойдут любые толстые и прочные хлопчатобумажные нитки.
Палочки (тип палочек для еды) и клинья. Применяются для фиксирования рамки после натягивания ткани перед началом работы.
Пилка для спиливания вышеуказанных палочек на необходимый размер.
Накидка. Когда вы не работаете, ваша вышивка должна покрываться подходящего качества тканой бумагой или холстом для того, чтобы работа не запылилась и не была
случайно испорчена. Такие куски материи именуются по-японски "фуросики" и в Японии используются при совершении покупок в магазине или на рынке, а в других странах — в качестве шейных платков.
Бескислотная тканая бумага. Используется для зашиты от протирания, света и пыли.
Полушечка. Заполняется обрезками ниток и используется для выколачивания обратной стороны готовой вышивки с целью удалить из нее всякого рода пыль, которая могла бы повлиять на общее состояние гаммы цветов вышивки.
Клей. Обычно для проклеивания обратной стороны японской вышивки применяется клейстер, изготовленный из рисовой муки. Однако я использую более современные виды клея, чтобы не создавалась среда для возникновения плесени тогда, когда готовая вышивка уже натянута на экспозиционную раму. Такая проблема не возникает, правда, для кимоно, при условии, конечно, что оно не складывается но долгое хранение и часто "дышит", т.е. проветривается.
Кисточка. При помощи небольшой плоской кисточки с жесткой щетиной можно аккуратно размазать клей на обратной стороне готового изделия.
Поднос и чайник для кипячении воды. Используются для пропаривания вышивки на заключительном этапе.
Бумага для глаженья и утюг. Бумага типа пекарского пергамента должна иметь значительно большую толщину, чем обычная тканая бумага. Применяется при поглаживании готового изделия для его защиты от прямого воздействия температуры.
Картон. Я использую картон музейного типа. Это способствует продлению жизни изделия, поскольку такой картон не содержит кислот и вообще химикатов, которые могли бы ухудшить состояние шелка.
Шелковый ватин. Я укладываю свою вышивку на шелковый ватин для придания ей более плавной, вполне законченной формы.