Поддержите наш проект
Присоединяйся к нам в Одноклассниках Присоединяйся к нам в Facebook Присоединяйся к нам в Vkontakte
Расходные материалы для машинной вышивки

Автор Тема: Церковные облачения  (Прочитано 34405 раз)

Оффлайн Клеома

  • Администратор
  • *****
  • Сообщений: 4563
  • Последняя активность:
    2018-06-24, 22:55:13
  • Страна: 00
  • Карма 648
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Церковные облачения
« : 2010-01-31, 17:38:21 »
В этой теме обсуждаем особенности одежды для священнослужителей, вышивку и прочие технологические моменты


Параман - принадлежность облачения монаха малой схимы – небольшой четырехугольный плат с изображением креста.

 На сегодняшний день можно различить три разновидности парамана –
 1) для монахов принимающих малую схиму,
 2) для монахов принимающих великую схиму (чаще называется аналав) и
 3) Великий Патриарший Параман.

 Носится на теле под одеждой на четырех шнурах, пришитых по углам.




Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 445
  • Последняя активность:
    2017-02-08, 11:48:11
  • Карма 165
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #1 : 2011-07-15, 11:00:09 »
По примеру ветхозаветной церкви, где были первосвященник, священники и левиты, святые Апостолы установили и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: епископов, пресвитеров (т. е. священников) и диаконов.
Все они называются священнослужителями, потому что через таинство священства они получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой; совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.
В зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на две категории - "белое" (женатое) и "черное" (монашествующее). Диаконы и священники могут быть как женатыми (но только первым браком), так и монашествующими, а епископы - только монашествующими.
Священнослужители, для совершения Богослужений, должны облачаться в особые священные одежды. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украшаются крестами.

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 445
  • Последняя активность:
    2017-02-08, 11:48:11
  • Карма 165
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #2 : 2011-07-15, 11:01:57 »
Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.
Стихарь есть длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано и псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.
Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.
Поручами именуются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 445
  • Последняя активность:
    2017-02-08, 11:48:11
  • Карма 165
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Виды церковных облачений
« Ответ #3 : 2011-07-15, 11:10:17 »
Аналав (от греч. - воспринимать) - часть одеяния православного монаха - четырехугольный плат со шнурами, стягивает одежду монаха, чтобы та не мешала во время работы. Надевается монахами-великосхимниками вместо парамана.
Епитрахиль (от греч. - на шее) - богослужебное облачение священника в виде длинной, широкой ленты, надеваемой на шею, которая свешивается почти до земли и выполнена в виде двух отдельных полос, соединенных в местах расположения условных пуговиц, так как петель нет. На епитрахили священника нашивается шесть крестов по числу шести совершаемых им таинств. Священник не может совершать службу без епитрахили.
Жезл (посох) – на древних изображениях Спаситель представлялся в виде Пастыря с посохом в руке. Апостолы также изображались с посохом. Епископы являются приемниками апостолов, поэтому жезл употребляется ими как знак высшей пастырской власти. Игумены и архимандриты, возглавляющие монастыри, также используют посох. Богослужебный посох епископа украшен драгоценными каменьями, узорами, инкрустациями. Повседневные епископские жезлы гораздо скромнее. Для русских епископских жезлов характерно наличие сулка.
Звонцы – металлические пуговицы в виде маленьких колокольчиков, которые закрепляются на саккосе - епископском богослужебном одеянии. Звонцы служат постоянным напоминанием священнику о необходимости возвещать волю Божью.
Камилавка (от греч. – верблюжья) – головной убор священнослужителей, который первоначально изготавливался из верблюжьей шерсти. Камилавка имеет цилиндрическую форму и кверху слегка расширена. Архидьяконы, протодьяконы и священники получают фиолетовую богослужебную камилавку в качестве награды. В облачение рясофорного монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона входит черная камилавка.
Клобук - головной убор монахов. Клобук это - камилавка, обернутая покрывалом (куколем), концы которого спускается на спину. Белые клобуки носит патриарх и митрополиты, остальные монахи - черные.
Крест наперсный — носится на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых вокруг шеи.
Куколь (от лат. - «капюшон») – остроконечный капюшон черного цвета (белого у Патриарха) с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Куколь является символом духовной закрытости монаха от влияния земных страстей и именуется «шлемом спасителя». На вершине патриаршего куколя расположен крест, на лобной стороне и передних концах куколя вышиты изображения шестикрылых серафимов.
Мантия (от греч. – «покрывало», «плащ») – длинная, без рукавов, накидка до земли с застёжкой только на вороте. Надевается поверх рясы. В древности это была одежда бродячих философов, врачей, учителей. Впоследствии ее стали носить монахи. Теперь это одежда и епископа, и простого монаха. У простых монахов мантия только чёрного цвета. Епископская или архиерейская мантия просторнее и длиннее обычной монашеской. У епископов мантия фиолетового цвета, у митрополитов – голубого, у патриарха - зелёного. На мантию епископа спереди вверху и внизу нашиваются скрижали. По ширине мантии расположены три широкие двуцветные полосы, которые называются «источниками» или «струями». Они символизируют учение, исходящее из Ветхого и Нового Заветов. Архиерей надевает мантию при прохождении торжественных процессий, при входе в храм, и во время некоторых богослужений. При облачении в богослужебные одеяния мантия снимается.
Митра – украшенный самоцветами и небольшими образками головной убор епископов, архимандритов и награжденных ею священников. Митра служит напоминанием о возложенном на Спасителя терновом венце. Митра архиерея увенчивается крестом, митра священника иконой.
Набедренник -  продолговатый прямоугольный плат на длинной ленте, который носят на правом бедре под фелонью, а при наличии палицы - на левом. Четыре угла набедренника символизируют Четвероевангелие. Представляется также как духовный меч - Слово Божье. Набедренник явление русское. В Греческой Церкви таких набедренников не было; в древности и теперь там употребляется палица. Набедренник - первая по очереди награда священника.
Омофор (от греч. - наплечник) – широкая лента с изображением креста, которую надевает на плечи епископ поверх других одеяний. Один конец омофора ниспадает спереди, а второй сзади.
Оплечье - деталь одеяний священнослужителя, накладываемая на плечи. Оплечье имеет свое собственное символическое значение – израненных плечей Христа. Оплечья носят поверх саккосов, фелоней и стихарей.
Орарь (от греч. – стерегу, наблюдаю, или от лат. полотенце, лентион, или молиться) – длинная полоса из парчи или другой цветной материи (из той же, что и стихарь). Диакон носит орарь на левом плече, поверх стихаря. Орарь укрепляется петлей на пуговице, а его концы ниспадают спереди и сзади почти до пола. Означает Божию благодать, получаемую диаконом при таинстве священника.

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 445
  • Последняя активность:
    2017-02-08, 11:48:11
  • Карма 165
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #4 : 2011-07-15, 11:10:47 »
Орлец - круглый коврик с вышитым изображением орла, простирающего свои крылья над городом. Во время богослужения орлец стелется под ноги архиерею.
Палица – четырехугольный, ромбовидный плат, подвешиваемый за один угол поверх саккоса под фелонью на правом бедре епископа и архимандрита, священникам дается как награда. При наличии палицы набедренник носится слева. Палица символизирует духовный меч - Слово Божие. В Греческой Церкви палицу носили только епископы, которые являли собой образ Христа - Небесного Епископа. В Русской Церкви с 16 в. палица вручается как награда (шестая по счету) протоиреев.
Панагиар - вместилище, в которое кладется просфора, освященная во имя Богородицы.
Панагия (от греч. – всесвятая) – небольшая, украшенная цветными каменьями, круглая икона Божией Матери или Спасителя, которую носит епископ поверх саккоса, вместе с крестом на груди как символ епископского достоинства. Панагия. Фрагмент экспозиции Нижегородского православного музея. Фото Разживина Михаила.
Параман – древняя часть монашеского облачения - четырёхугольник из ткани с изображением креста, который носят на спине все монахи под повседневной одеждой. По углам к параману крепятся ленты или шнуры, которые образуют на груди крест. Параман Патриарха больше обычного и поэтому называется великим. Перед богослужением Патриарх надевает его поверх подрясника.
Подризник – нижнее богослужебное одеяние священников и епископов. Во время литургии подризник надевается на подрясник.
Подризник или стихарь - самое древнее по происхождению и общее облачение для священника и диакона. Подризник это стихарь в несколько измененном виде и отличается он от стихаря только тем, что изготавливается из тонкой белой  материи (обычно из шелка), и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на запястьях. На рукава подризника надеваются поручи. На спине подризника нашивается крест, а на подоле полоса. Подризник также напоминает хитон (нижнюю одежду), которую носил сам Спаситель.
Подрясник -  длинное (до пят) с узкими рукавами и застегнутым воротом одеяние духовенства. Подрясник монашествующих должен быть черного цвета, подрясник белого духовенства может быть либо черного цвета, либо светлых цветов для лета.
Поручи – узкие нарукавники, надеваемые диаконом всегда на рукава подрясника или подризника, и священником при полном облачении. Поруч выполнен в виде слегка вогнутой полоски плотной материи, обшитой по краям лентой другого цвета. В центре каждой поручи изображен крест. Поручи охватывают руку в запястье, стягиваются шнурками, продеваемыми в металлические петли, которые плотно обматываются вокруг руки. Во время надевания поручей произносится молитва, воспевающая силу Божию, с просьбой просветить надевающего. Поручи служат напоминанием об узах, веревках, стягивающих руки Спасителя, во время Его земных страданий.
Посох – см. Жезл.
Пояс –
часть богослужебной одежды священников и епископов. Пояс надевается поверх подризника и епитрахили и выполнен в виде не очень широкой полосы материи. По краям пояс отделывается полосами материи другого цвета, в середине пояса нашито знамение креста. На концах пояса нашиты ленты, которые стягивают его сзади на пояснице. Пояс придает крепость и силу телу, укрепляя священнослужителей в их служении. Пояс также напоминает полотно, которым препоясался Спаситель, во время Тайной Вечери, омывая ноги своим ученикам.
Предносной крест – Распятие Христа на древке, которое носят перед Патриархом во время богослужения.
Риза (иначе – фелонь) – длинная, широкая одежда без рукавов с отверстием для головы и с большим вырезом спереди, что позволяет свободно манипулировать руками. Риза - общее устаревшее название верхних богослужебных облачений священнослужителей. Риза шьется из парчи с золотой или серебряной нитью. Риза символизирует хламиду, в которую облекли страждущего Христа. Продольные ленты, нашитые сверху, напоминают о потоках крови, которые текли по Его облачениям. Риза символизирует одежду правды, в которую облекаются священники, как служители Христовы.
Ряса – небогослужебное, верхнее, просторное, длинное до пят облачение духовенства с широкими рукавами темного, преимущественно черного цвета.
Саккос – верхнее богослужебное облачение епископа из дорогой ткани, заменяющее фелонь. Из под саккоса видны подризник и епитрахиль. Саккос символизирует багряницу Спасителя.
Скрижаль – каменные доски с высеченными на них десятью заповедями, данными Богом еврейскому народу. Скрижали в виде прямоугольников нашиваются на мантию епископа спереди вверху и внизу. Внутри верхних прямоугольников изображаются кресты или иконы, в нижних скрижалях могут стоять инициалы епископа. Скрижали означают, что епископ в своем служении руководствуется заповедями Божиими.

Магазин дизайнов машинной вышивки Нитки для вышивки

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 445
  • Последняя активность:
    2017-02-08, 11:48:11
  • Карма 165
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #5 : 2011-07-15, 11:11:01 »
Скуфья – небольшая, островерхая, черная, складывающаяся шапочка, повседневный головной убор православных монахов и священнослужителей.
Стихарь – длиннополое одеяние без разрезов с широкими рукавами и с отверстием для головы. Стихарь – верхнее богослужебное облачение диаконов, иподиаконов, а по благословению епископа – псаломщиков, пономарей и прислуживающих в храме мирян. Стихарь является верхним богослужебным одеянием для диаконов, и нижним для священников и именуется в этом случае подризником, так как поверх него надевается риза. На рукавах, плечах и подоле стихаря нашиваются полосы цветной материи или парчи, которые символизируют узы, связывающие Спасителя, ведомого на суд, кровавые язвы, полученные Им во время пыток, и ярем или иго Христово, которое несут на себе служители церкви. На спине изображается крест, символизирующий Крест, который нес Спаситель на спине Своей на Голгофу. По бокам стихаря от подмышек до пояса и ниже выполнены разрезы, символизирующие прободенные ребра Спасителя. Белый цвет стихаря (подризника) подобен цвету небесных одежд людей и Ангелов Божиих, и цвету белых риз Господа в Преображении.
Сулок - вложенные один в другой и обычно украшенные золотошвейным шитьем два скрепленных в верхних углах шнуром плата, которыми оборачивают верхнюю часть посоха у рукояти. Это убранство посоха появилось из-за русских морозов. Нижний плат предохраняет руку от прикосновения к холодному металлу посоха, а верхний от внешнего холодного воздуха.
Фелонь – см.Риза.
Хитон - одеяние монахов малой и великой схимы, изготавливается из грубой ткани, власяница (власяница - длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле). Носится под рясой. В чинопоследовании пострига называется хитоном вольной нищеты и нестяжания.
Энколпион - небольшой ковчежец в виде прямоугольника, круга, овала или креста с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых. Чтобы оградить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах, внутрь энколпиона полагали мощи святых, просфору в честь Богородицы. В последнем случае энколпион назывался панагией и панагиаром. Энколпион носили на шее на шнурке или цепочке. Используется также в качестве наградного знака епископов при рукоположении (посвящении в сан).

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 445
  • Последняя активность:
    2017-02-08, 11:48:11
  • Карма 165
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #6 : 2011-07-15, 11:13:04 »
Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).
Подризник есть стихарь в несколько измененном виде. Отличается он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Сам Господь наш Иисус Христос и в котором Он совершил дело нашего спасения.
Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для совершения таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон - без ораря.
Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу. Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.
Риза, или фелонь, надевается священником сверх других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель. Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.
Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный крест.
За усердную, продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо ва два угла на правом бедре, означающий меч духовный, а равно и головные украшения - скуфья и камилавка.

Register или Login
Register или Login Фрагмент экспозиции Нижегородского православного музея. Cвященническое облачение, панагия митрополита Николая. Фото Разживина Михаила.

Оффлайн Inna2

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 445
  • Последняя активность:
    2017-02-08, 11:48:11
  • Карма 165
  • Janome 350E
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #7 : 2011-07-15, 11:14:23 »
Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.
Саккос - верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.
Палица, это - четырехугольный плат, привешиваемый за один угол, сверх саккоса на правом бедре. В награду за отлично-усердную службу право носить палицу иногда получают от правящего архиерея и заслуженные протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается на левой. У архимандритов же как и у архиереев палица служит необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы с неверием и нечестием. На плечах, сверх саккоса епископы носят омофор.
Омофор есть длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор - слово греческое и означает наплечник. Омофор исключительно принадлежит епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.
На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется еще и панагия, что значит "Всесвятая". Это - небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный цветными камнями. На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями.
Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.
При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы. Это - небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.
Домашнюю одежду епископа, священника и диакона составляют подрясник (полукафтанье) и ряса. Поверх рясы, на груди епископ носит крест и панагию, а священник - крест.


Register или Login
Register или Login Фрагмент экспозиции Нижегородского православного музея. Архиерейское облачение (начало 19 в.), жезл, митра надгробная, архимандритская митра, напрестольный крест, портрет епископа Моисея (1811-1825).

Фото Разживина Михаила.

Оффлайн za2raza

  • СП хоругви
  • *
  • Сообщений: 272
  • Последняя активность:
    2018-06-17, 01:14:09
  • Карма 57
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #8 : 2011-10-28, 00:30:58 »
позвольте добавить  что кроме облачения священнослужителей есть ещё и церковное облачение..
к ним можно отнести
срачица- тонкая льняная обычно сшитая по принципу "чехла" одежда для деревянного основания
индития- облачение уже из праздничной (необходимого цвета) ткани (парчи) с вышитым впереди крестом (и(или)) иконой
индития застёгивается на пуговички
Пелена на Престол и жертвенник делается из той же ткани что и индития. обшивается галуном и бахромой делается с припусками по всем сторонам (уже по желанию священника) а в центре пелены на Престол вышивается небольшой крестик
так же к алтарному облачению можно отнести
Катапетасму (завеса на Царские врвта)  на ней вышивают (на уровне креста на царских вратах) крест.
Покровцы- это 2 крестообразных или квадратных плата для покрова Дискоса и Потира а так же Воздух (прямоугольный плат)

Так же не обходится без закладок в Евангелие и Апостол.

И ещё забыли об одном церковном облачении
Покров на Святые мощи- это пелена обычно по размеру раки (гробницы) в которой покоятся Святые мощи- на ней изображается икона святого в рост как бы положеного в раку или крест либо орнаментальный узор и текст тропаря или величания этому святому.
Покров на икону - более приняты такие покровы в Греции где изобилуют старинные образа. Этим покровом скрывают иконы от прямых солнечных лучей.

Оффлайн pautinka

  • Ветеран +
  • *****
  • Сообщений: 3992
  • Последняя активность:
    2018-05-24, 13:35:40
  • Страна: ru
  • Карма 2550
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #9 : 2012-01-14, 23:31:09 »
Встретилась мне недавно книга "Пошив церковных облачений" , думаю в этой теме она пригодится. В формате djvu , цветных иллюстраций нет, но зато очень хорошие пояснения даны :

Register или Login

Register или Login
Register или Login
Моя почта pautinka-2011@mail.ru
Мой скайп pautinka-2011

Оффлайн efrasinij

  • Постоялец
  • **
  • Сообщений: 43
  • Последняя активность:
    2016-09-16, 10:59:01
    Расположение:
    ЕКАТЕРИНБУРГ
  • Страна: 00
  • Карма 32
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #10 : 2012-01-15, 13:08:25 »
В старину рушники вышивались со специальными символами и являлись необходимым атрибутом различных обрядов. В течение многих лет им придавалось огромное значение и практически все события, которые происходили в жизни народа, всегда предусматривали наличия рушников. Наверное, истории еще по сегодняшний день не известно таких вещей, которые бы имели на себе такое количество разнообразной символики. Благодаря своей форме они символизировали жизненную дорогу, дальний путь, вследствие этого они часто применялись в различных обрядах – рождение ребенка, свадьба, крестины.

Белые рушники всегда символизировали чистоту, очищение и добро, вследствие этого они являлись защитой от неприятных обстоятельств. Подобные свойства придавали рушнику элемент святости, вследствие этого с ними всегда обращались бережно и трепетно, так как им присваивались свойства оберега и символики удачи в различных делах. Символика и узоры, которые наносились на эти рушники, имели особый смысл и значение. С другой стороны рушник являлся символом красоты и применялся для оформления интерьера, икон и одежды.

Также часто рушники применялись в христианских обрядах, огромное значение они имели в ритуале умывания лица, ног, рук в процессе литургии. Для этих целей в большинстве случаев использовались церковные рушники.

Существовал обычай обвязывать кресты, хоругви в период походов и процессий рушниками, помимо этого они вешались возле церкви и ими обвязывали кресты у дороги. По нормам поведения снять данные рушники считалось большим грехом, вследствие этого их никто не трогал и только после того, когда они полностью будут уничтожены ветром или дождем вешали новые.

Обыденные рушники.Рушники очень часто применялись в качестве защиты в периоды засухи и эпидемий. Для этих целей изготавливали большие рушники или полотна, которыми можно было опоясать церковь, выстелить улицу или дорогу, гнать через рушник скот или переходить самим людям. В период, когда начиналась засуха, подобный рушник относили в церковь и укладывали на образ. В некоторых случаях изготавливали деревянный крест, который устанавливали на окраине села и вешали на него специально вытканный рушник.

При болезнях ребенка или для ребенка, родившегося в семье, в которой дети быстро умирали, мать самостоятельно вышивала рушник, который назвался «обетным» и преподносила его в дар церкви для икон.

Также рушниками очень часто завешивали оконные проемы, для того чтобы отогнать злых духов, когда освящали избу, завешивали все углы в избе, для того чтобы злые духи нигде не прятались. Над дверными проемами также вешали рушники, для того чтобы защитить вход в дом.

После того как было принято христианство, зародилась новая вековая традиция украшать иконы рушниками, которые получили название «божники». Очень часто рушник на икону называли «покутным», это объясняется тем, что в большинстве случаев иконы вешались на покутье. В большинстве случаев длина подобного рушника составляла около трех метров.

В период больших праздников Рождество, Пасха и так далее вешались украшенные рушники – праздничные, а во время поста вешались «постовые» рушники белого цвета или с украшением по краям.

Пасхальные рушники использовались для хлебов, куличей и были сильно похожи на хлебосольные, однако они сильно отличались символикой, на пасхальных рушниках присутствовала аббревиатура ХВ (Христос воскрес) и узоры в виде яиц. Также постепенно стали появляться рождественские и троицкие рушники.
  • Мои вышивальные машинки: Bernina 435 (ART. HUS. PES.)
Дай БОГ всем здравия И БЛАГ!
Мои любимые Мейн куны .
Register или Login

Оффлайн подарок

  • Постоялец
  • **
  • Сообщений: 66
  • Последняя активность:
    2018-05-09, 19:01:48
  • Страна: ua
  • Карма 55
  • Татьяна
  • Награды За участие в конкурсах
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #11 : 2012-05-25, 13:31:16 »
 Добрый день форумчани! Я только постегаю азы, у Вас чудесные работы, а  я как  «хомячок». Вот хочу внести и свой вклад. Недавно  купила книгу «Пошив церковных облачений, монашеской одежды и изготовление изделий для убранства храмов» 2010г., в ней есть расчётные формулы для построения выкроек. Может кому пригодиться, я  сканировала необходимые листы вот здесь.
Register или Login В книге указанной выше этих формул нет, её год издания 2004г.
  • Мои вышивальные машинки: Джаноме 350

Оффлайн Татьяна-золотошвейка

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 478
  • Последняя активность:
    2018-06-24, 21:28:10
  • Страна: ru
  • Карма 175
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме. Награда за победу в конкурсе 2
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #12 : 2012-07-09, 09:35:19 »

Параман вышивается по черной ткани: бязи, льну, ситцу, можно и по канве. Вышивается нитками белыми, синими, зелеными, коричневыми, красными. Я вышивала и крестиким, и гладью, и тамбурным швом. Но все вручную. Если бы кто-то поделился машинным дизайном парамана, была бы очень благодарна, самой сделать пока умения не хватает.
  • Мои вышивальные машинки: Janome 500e, Janome350e, Brother XL-6562, Marrylok 005
Нужно быть не лучше, чем другие, а лучше, чем вчера

Register или Login

Оффлайн T a t i a n a

  • СП хоругви
  • *
  • Сообщений: 294
  • Последняя активность:
    2018-06-19, 09:33:02
  • Страна: 00
  • Карма 184
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #13 : 2013-06-19, 11:16:29 »
Все виды церковных облачений с выкройками (подризник, ряса, подрясник, скуфея, филонь, орарь, поручи, стихарь)


Register или Login

(ссылка обновлена 01.10.2017)
  • Мои вышивальные машинки: Janome MC200E
ES1.5

Оффлайн galjsja

  • Пошив Подризника
  • *
  • Сообщений: 98
  • Последняя активность:
    2018-06-24, 09:46:08
  • Карма 30
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #14 : 2013-11-01, 17:45:37 »
beloluba ,ширина пояса зависит от того какой пояс предпочитает сам батюшка , я в основном делаю шириной 6-7см, но встечались батюшки с очень широкими поясами-до 15см., если батюшка полный, то очень широкий пояс ему носить будет не очень удобно. По поводу жесткости- я проклеиваю перед вышивкой(если ткань тонкая) серпянкой(тонкой), а после вышивки или бортовкой или жесткой серпянкой.На стрейчевом бархате я не вышивала, но думаю после проклейки проблем быть не должно. на форуме есть тема Технология вышивки, я думаю,  там должен быть ответ на Ваш вопрос. bs

Оффлайн Marusya68

  • СП хоругви
  • *
  • Сообщений: 155
  • Последняя активность:
    2018-06-23, 22:37:27
    Расположение:
    Магнитогорск
  • Страна: ru
  • Карма 31
  • Марина
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #15 : 2013-11-13, 07:39:35 »
подризник
  • Мои вышивальные машинки: Janome350e ,Хускварна Топаз 30, Elna 845,Janome 23w,Janome Memory Craft 5200, Juki 654 -
«Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея»Пс. 25

Оффлайн подарок

  • Постоялец
  • **
  • Сообщений: 66
  • Последняя активность:
    2018-05-09, 19:01:48
  • Страна: ua
  • Карма 55
  • Татьяна
  • Награды За участие в конкурсах
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #16 : 2013-11-13, 14:24:43 »

можно обновить ссылку?Спасибо!
Извините за задержку. Я полностью сканировала книгу, а в ссылке было только несколько листов.
Кудринская Т.Я. Пошив церковных облачений.
Настоящее пособие является вторым, дополненным и переработанным изданием альбома «Пошив церковных облачений» изд. «Паломник», 2004г. В этом пособии даны конкретные рекомендации диаконских, иерейских и монашеских облачений , а также даны дополнительные материалы по расчёту и построению выкроек. Впервые приведено описание плетения четок.

Register или Login
  • Мои вышивальные машинки: Джаноме 350

Оффлайн снежная королева

  • Постоялец
  • **
  • Сообщений: 69
  • Последняя активность:
    2018-06-07, 18:41:10
  • Карма 36
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #17 : 2013-11-15, 18:30:34 »
Полнейший бред, что черный цвет от сатаны. Параман носят только монахи, которые приняли малую или большую схиму. В основном параман вышивают на черном фоне или на белом, но обязательно красным цветом, потому что красный цвет мученичества, а сам параман символизирует вериги.



Register или Login   -  параман. Вышивается красными нитками

На счет символики я соглашусь с Вами, а в этом  "В основном параман вышивают на черном фоне или на белом, но обязательно красным цветом" не верно.
Четкого устава на этот счет нет. В разных областях разным цветом вышивается. Сама я вышивала и крестиком, и гладью, и в разных цветовых решениях.
Замечу еще, что параман быстро изнашивается, менять его приходится относительно часто.
машинка brother Innov-is 4000D

Оффлайн Marusya68

  • СП хоругви
  • *
  • Сообщений: 155
  • Последняя активность:
    2018-06-23, 22:37:27
    Расположение:
    Магнитогорск
  • Страна: ru
  • Карма 31
  • Марина
    • Награды
Re: Виды церковных облачений
« Ответ #18 : 2013-11-21, 09:02:51 »
Доброе утро, очень хорошая ткань это Кашибо, она и для вышивки подходит и легкая.
Спасибо за отклик.Буду иметь в виду. А как этот креп в носке, не жарко в нем? На моей памяти кашибо одна из первых тканей, которая появилась на наших рынках  из Юго-Восточной Азии после  перестройки и она очень   сильно воздух не пропускает. Когда надеваешь платье из такой ткани в жару, то оно натурально прилипает как  полиэтилен к телу, помницца  носили в 90-е годы подобное.  Кашибо  встречала разной плотности и шелковистости,  но все равно  ткань достаточно толстая( наверно для вышивки хорошо таки) df.Надо подумать.
 Я конечно видела подризники даже из креп-сатина,  но у наших отцов  и у архиерея какая-то другая ткань на вышитых подризниках, более прозрачная, не похожа ни на шифон, ни на креп-шифон bn
  • Мои вышивальные машинки: Janome350e ,Хускварна Топаз 30, Elna 845,Janome 23w,Janome Memory Craft 5200, Juki 654 -
«Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея»Пс. 25

Оффлайн AnM

  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 100
  • Последняя активность:
    2018-03-25, 09:13:27
  • Карма 43
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #19 : 2013-12-17, 04:39:06 »
Кстати  ab -  несколько практических советов по поводу вышивки параманов. Если в подарок вышивать - то можно конечно любым цветом. Но сами монахи предпочитают на черном фоне и лучше красным -  еще и из соображений практичности, так как белые нитки и ткань очень быстро пачкаются. Из этих же соображений вышивать лучше синтетическими нитками и на крепкой ткани  -  изнашивается так быстро. И шнурки пришивать нужно по периметру парамана - а не несколькими стежками за уголок,  и не шелковые шнурки ставить - а покрепче. И монахи будут вам очень благодарны за это и поминать добрым словом. Так как починить или купить новый параман чтобы заменить  - для многих очень трудно, и стирать часто не очень удобно. Я знаю один монастырь настолько бедный, что монахи ходили в зеленых подрясниках ai - потому что у них не было возможности иметь черные ( хотя и полагаются черные )

Оффлайн kira

  • Пользователь
  • *
  • Сообщений: 32
  • Последняя активность:
    2018-06-23, 10:49:44
  • Страна: ru
  • Карма 31
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #20 : 2013-12-25, 08:09:57 »
Еще один вариант парамана,  кому-то нравится именно прямоугольный.
Register или Login
SWF MA-6

Оффлайн pilat30

  • СП хоругви
  • *
  • Сообщений: 142
  • Последняя активность:
    2018-06-24, 21:57:07
    Расположение:
    Кировоград
  • Страна: ua
  • Карма 64
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #21 : 2014-01-02, 13:01:22 »
Сегодня довышивали для отцов нашего монастыря два подризника:
 
  • Мои вышивальные машинки: Delta Prof

Оффлайн chaika169

  • Совместный процесс 2
  • ***
  • Сообщений: 136
  • Последняя активность:
    2018-06-18, 10:49:30
  • Карма 111
  • Россия
  • Награды За участие в конкурсах
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #22 : 2014-01-03, 17:26:46 »
     

Облачение священника, тоже из музея
Татьяна

Оффлайн Domnina

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 430
  • Последняя активность:
    2018-06-22, 09:06:06
    Расположение:
    Севастополь
  • Страна: 00
  • Карма 228
  • Награды Выдается самым авторитетным пользователям по мнению участников форума За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме. Награда за победу в конкурсе. Награда за победу в конкурсе.
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #23 : 2014-01-03, 18:43:10 »
 Добавлю  из своих залежей,не сложные примеры музейных ценностей . ab
  • Мои вышивальные машинки: Brother PR-600

Оффлайн Юрий Владимирович

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 357
  • Последняя активность:
    2015-10-24, 16:41:51
  • Страна: 00
  • Карма 175
  • Награды За создание самых популярных тем и много хороших ответов  на форуме.
    • Награды
Re: Церковные облачения
« Ответ #24 : 2014-01-12, 23:04:43 »
Вопрос о цветах поднимался неоднократно.
 
Еще раз выставляю ссылку.

Register или Login
А так же "Богослужебные указания" 2008 год, стр. 775-777 как практическое руководство для священника на сегодня.
Просьба не писать ему личные сообщения и на почту ввиду его отсутствия на форуме. Юрий Владимирович отошёл ко Господу 21 сентября 2015 года
Администрация.

 

Открылся Магазин дизайнов. Дизайны на заказ.